Военная галерея Зимнего дворца – как пройти, история, портреты

Военная галерея Зимнего дворца

Военная галерея Зимнего дворца Эрмитажа – как найти зал, история строительства и реставрации, как и кем создавались портреты – читайте в статье.

Военная галерея Эрмитажа—выдающийся памятник, посвященный доблестным победителям в Отечественной войне с французской армией Наполеона. Начало его создания относится к 1826 г. Проектировал его великий Карл Росси. Представляет собой узкий, вытянутый зал длиной более пятидесяти метров.

Данное мемориальное помещение оборудовали по велению Александра I, царя, победившего в войне 1812года. Этот музей Эрмитажа до наших дней хранит память о героях тех дней. 332 портрета генералов, проявивших отвагу в ходе Отечественной войны 1812 года, украшают протянувшуюся от Гербового до Большого тронного зала Военную галерею.

Как пройти

Военная галерея Зимнего дворца относится к залам Эрмитажа, представляющим интерес как своими экспонатами, так и с исторической точки зрения.

Расположена на втором этаже Главного музейного комплекса Государственного Эрмитажа. Ей присвоен номер 197. Посетители могут воспользоваться маршрутами № 1 и 2.

Пройти в галерею можно, поднявшись по главной парадной лестнице музея — Иорданской, а затем пройдя через Фельдмаршальский, Петровский и Гербовый залы. Это путь по Маршруту № 1.

Маршруту № 1 предполагает подняться по Иорданской лестнице и, чтобы попасть в нужное нам место, нужно пройти по нескольким залам Эрмитажа: Фельдмаршальскому, Петровскому и Гербовому.

Маршрут № 2 начало берёт с Церковной лестницы, ведущей в Малую церковь Зимнего дворца. Но оттуда двигаться надо в Концертный и Малахитовый залы, добраться до Салтыковской лестницы. Быстрый путь ведёт через Арапский зал, Ротонду и Тёмный коридор.  Есть длительный путь, но способный наполнить вас большими впечатлениями. Для этого через Малахитовый зал двигайтесь в малую столовую императора Николая II

Дальше есть возможность познакомиться с русским интерьером XIX- XX в. Путь лежит через залы Росси и Гамбса, гостиную усадебного дома и будуар, Готический кабинет и Помпейскую столовую, гостиную в стиле второго рококо и курительную комнату, библиотеку Николая II.

Таким образом, доходите до Салтыковской лестнице, от которой проходите Тёмный коридор, выставку русского искусства XVIII столетия и английского искусства XVI-XIX веков. Здесь есть выбор: одна дорога ведет через Пикетный и Гербовый залы. А можно пройти по Предцерковному залу и Большую церковь Зимнего дворца. И наконец, попадаете в Военную галерею Эрмитажа.

История строительства

Картина Бородинское сражение

Как мы уже писали, галерея создавалась по проекту знаменитого Карла Росси в 1826-ом. Для создания Военной галереи объединили несколько небольших помещений различного назначения. Мемориальный исторический комплекс задумывался для увековечивания памяти о доблести и победе русской армии, как выражение благодарности воинам. Здесь проходишь, впитывая патриотический дух, прежде чем попасть в Большой Тронный зал (Георгиевский) Эрмитажа.

В центре галереи расположен выход в Большой Тронный зал. А напротив него — в Гербовый. Там проводились важные мероприятия, церемонии.

Военная галерея в Зимнем дворце создана в модном тогда стиле ампир, со свойственной ей величественной строгостью. Коринфские колонны, покрытые искусственным мрамором, красно-желтые цвета придают торжественность, а декор выражает идеологический смысл этого пространства.

Потолок расписан по эскизам живописца Д. Скотти. После пожара 1837г. отделку выполнили по чертежам архитектора В. Стасова. Сверху стен изображены лепные лавровые венки, как символа славы и победы. В них записаны крупные битвы, имеющие большое военное значение.

После 150-летия А.С.Пушкина на стене разместили мемориальную доску с отрывком из его стихов «Полководец».

В торце, где вход в Предцерковный зал, висят полотна Петера Гесса, изображающие важные эпизоды Отечественной войны 1812года. Это известные картины «Бородинское сражение» и «Переправа французской армии через Березину». Разместили в Военной галерее их лишь при Советском Союзе.

Переправа французской армии через Березину

Император Александр I установил день открытия Военной галереи — 25 декабря 1826-го. На торжественном открытии в Эрмитаже были все, кто причастен к тем военным событиям: имеющие офицерские звания всех рангов, солдаты, ветераны…Проводилась церковная служба, освещение, торжественный марш пехотинцев и кавалеристов вдоль портретов полководцев.

Традиционно отмечали победу в битвах 1812 г. в галерее в этот день очень долго. В наше время эту традицию возродили.

Как создавались портреты

Александр I сам пригласил английского художника Джорджа Доу, чтобы тот написал портреты героев сражений для Военной галереи. Ранее он видел его работу, которая ему очень понравилась. А произошло это при следующих обстоятельствах. Александр I находился в Германии, где собрались главные государственные деятели на решение политических вопросов после победы над Францией. Живописец Доу, находясь там в надежде найти заказы, создал портрет П. Волконского, причем с хорошим качеством и скоростью. Император не остался равнодушным и принял решение сделать ему заказ по работе с мемориалом-галереей в Эрмитаже.

Художники работали почти десять лет, до 1828-го. Кроме Дж. Доу работой занимались русские художники А. Поляков и В. Голике, а также англичанин Томас Райт. Не всегда удавалось изображать героических военных с натуры, не все остались живыми.Другие были уже в преклонном возрасте, и не хотели добираться по российским дорогам из своих губерний в Москву, для того только, чтобы пару раз позировать художнику для выставки Эрмитажа.

Тогда пользовались старыми изображениями, присланными ими самими или родственниками. Случались такие курьезы, когда жена присылала портрет своего мужа, где он ещё юнец с письмом: «Несмотря на то, что мой муж скончался в почтенных летах, могу свидетельствовать, что за эти годы он ничуть не изменился».

В портретном ряду Военной галереи есть тринадцать подписанных рам, закрытых зелёной тканью.

Реставрация после пожара

В 1837 г. на Зимний дворец обрушилось бедствие – сильнейший пожар. Пострадала и Военная галерея. Но картины были спасены в результате самоотверженности гвардии.

Но внутри Военная галерея после реставрации несколько изменилась. Восстановление интерьера этого пространства Эрмитажа было возложено на архитектора В. Стасова. Длина увеличилась на 6 метров, был сооружён общий сводчатый потолок, хоры. По проекту К.Росси в зале светили большие люстры. Теперь освещение заменили стоящими на полу светильниками. Люстры из хрусталя на стенах повесили в конце девятнадцатого века.

Это помещение Эрмитажа отличается от других, используемых для балов и увеселительных мероприятий, строгим и торжественным интерьером.

О коллекции

Стены Военной галереи в Эрмитаже хранят 329 портретов, с изображениями военных по пояс. Это генеральский состав, принимавший участие в боевых действиях 1812 года в России, и в зарубежных походах. Они занимают 5 рядов, 4 ряда – в центральном отделе.

Изображение Главнокомандующего русской армии во время Отечественной войны 1812 г. М. И. Кутузова кисти Дж.Доу сделано, как большое парадное, в полный рост. Таким образом его заслуги в победе отмечены особо. Он расположен в самой центральной части у входа в Тронный зал.

Рядом разместились изображения именитых легендарных полководцев и героев: Михаил Барклай-де-Толли, Петр Багратион, Денис Давыдов, Алексей Ермолов…

Портреты Александра 1, кутузова , Барклй де Толля

Портрет Сергея Волконского, доблестного военного офицера, находящегося также в Военной галерее Эрмитажа, по приказу Николая I был убран оттуда. Причиной послужило его участие в движении декабристов, в организации покушения на царя. Возвратили лишь в начале двадцатого столетия.

Напротив в полный рост изображён британский военачальник герцог Веллингтон. Отмечены его заслуги как командующего союзными войсками. В 1815 –ом ему было присвоено звание генерал-фельдмаршала русских войск. Недалеко расположен в полный рост великий князь Константин Павлович, написанный Томасом Райтом.

В торцевых частях зала Эрмитажа расположены на конях правители стран, входящих в союз с Россией против Франции. Главенствующее положение занимает портрет императора-победителя Александра I, созданный художником из Германии Францем Крюгером. По бокам на пъедесталах стоят бронзовые колонны, покрытые позолотой, сверху которых сидят орлы, символы российской державы. В лапах птиц лавровые венки. Две крупные хрустальные люстры освещают пространство у картины царя.

С правой стороны — австрийский император Франц I работы И.П.Крафта. С левой стороны –прусский король Фридрих-Вильгельм III, написанный Ф. Крюгером.

И ещё много-много портретов славных героев прошлых лет.

В Военную галерею Эрмитажа, это историческое место, рекомендуем запланировать и обязательно осуществить поход.