Павильонный зал Государственного Эрмитажа – это одно из самых удивительных мест Санкт-Петербурга. Его интерьер вправе считается выдающимся памятником зодчества XIX столетия. Сама отделка восхищает и представляет собой произведения: мозаичные росписи, орнаменты, барельефы…
Зал создавался для отдыха гостей дворца, и сегодня здесь царит расслабленная атмосфера, которая позволяет наслаждаться потрясающей красотой произведений искусства без суеты и шума.
Зал хранит ценный экспонат –знаменитые старинные часы «Павлин», механизм которых функционирует до сих пор.
История создания, интерьер
Великолепный Павильонный зал занял место оранжереи Северного павильона (Малый Эрмитаж) в период царствования Екатерины II. Началось все с необходимости заменить старую оранжерею на новое здание, более масштабное. 1851 — 1860 годы, когда перестраивали Старый и Малый Эрмитаж. Но несмотря на важность проекта, его реализация была затруднительной из-за осложнений с балансом проектирования и дизайна, при которых сохранилось культурное наследие Эрмитажа.
Архитектор Штакеншнейдер внес свой вклад в решение этой проблемы, предложив оригинальный проект. В итоге создал великолепное помещение, ставшее неотъемлемой частью музейного комплекса, а сам архитектор получил множество наград.
Штакеншнейдер проявил оригинальный подход при создании Павильонного зала. В оформлении присутствует эклектика и новейшие для тех времён архитектурные решения. В помещении гармонично сочетаются разные стили: классический, античный, восточный и ренессанс. Все архитектурные детали интересны и заслуживают внимания: настенные фонтаны с рельефными чашами, окна с арками, потолки с лепниной, барельефы, скульптуры и мозаики.
При оформлении созданы беломраморные колоннады, аркады и полуколонны. Этот зал также имеет разные укрытые ниши, галереи и балкончики на втором этаже. Зональное помещение в зале получено благодаря двухсветных окон с видом на Неву и Висячий сад. К ним есть выход через панорамную дверь.
Павильонный зал считался местом отдыха и прогулок до тех пор, пока не пришли праздники и особые случаи, когда он использовался для балов.
Где находится Павильонный зал
Павильонный зал Эрмитажа находится на втором этаже Малого Эрмитажа Главного музейного комплекса. Номер его 204. Добраться до зала есть возможность двумя маршрутами. Первый быстрый, второй более длительный, но насыщенный и познавательный.
Желая быстро попасть в Павильонный зал поднимаетесь по Иорданской лестнице Зимнего дворца в Парадную анфиладу и Фельдмаршальский зал. Проходя через Министерский коридор и выставку древнерусского иконописного искусства, попадаете в Павильонный зал.
Другой маршрут выглядит следующим образом. Начало пути аналогичное выше описываемому, то есть Иорданская лестница –Парадная анфилада. Посещаете залы Гербовый и Петровский, Галерею, посвящённую героям Отечественной войны 1812 г., Георгиевский (Большой Тронный) и Аполлонов залы. Последним осматриваете Романовскую галерею, где выставлены произведения западноевропейских мастеров средневековья. Дальше попадаете в точку назначения – Павильонный зал.
Экспозиции
Часы с павлином
Свыше двух веков собрание Эрмитажа украшает необычный экспонат, неизменно вызывающий восхищение зрителей. Это — знаменитые часы Павлин. Это механическое сокровище выполнено из позолоченной бронзы и серебра. Созданы они в XVIII веке и уникальны своим исполнением и сохранившимся невероятным количеством деталей.
Их старинный механизм исправно работает и сегодня. Для демонстрации посетителям их заводят по средам в 19:00. Это невероятное зрелище для любителей старинных часов. В композицию встроено три птицы: большой павлин, сова и петух. Изображен практически сад, где есть дерево с листьями, цветы, грибы. Кроме птиц есть белки, улитки. Фигуры птиц двигаются и издают звуки. Секундная стрелка циферблата украшена стрекозой. Стрелка движется, и создаётся впечатление, что насекомое летает. Все детали изготовлены искусно и реалистично.
Автором птиц и механизма, вызывающего их движение, был знаменитый английский ювелир Д. Кокс. Устройство самих часов сконструировал немецкий мастер Ф. Юри.
О том, как эта достопримечательность попала в Россию, существуют вполне реалистичные предположения. По одной версии считается, что Григорий Потёмкин подарил их императрице Екатерине Второй, заказав в Англии. Но в пути часы сломались и долго просто лежали Таврическом дворце князя.
Другое предположение гласит, что Екатерина сделала заказ на часы у Кокса за баснословную сумму и подарила своему фавориту Потёмкину. А, возможно, заказал сам Потёмкин, но рассчиталась за презент императрица. Последние два варианта вполне возможны, если говорить о характере Екатерины и нравах того времени.
Долго «Павлин» хранился в Таврическом дворце в сломанном виде, пока владелец не обратился к изобретателю и гениальному механику И.П.Кулибину. Два года ушло на ремон. Требовалось изначально подетально изучить устройство, состоящее из четырёх механизмов, и заставить его работать. Причём в мастерской, где Кулибин трудился, возник пожар и спасая механизм часть деталей растеряли. Мастер восстановил их и собрал часы. В 1794 г они начали работать, как прежде.
Часы с павлином стояли в Таврическом дворце, пока Павел I, занявший дворец, не приказал перенести их в Эрмитаж в 1797-ом.
Что ещё посмотреть
Сам Павильонный зал является ценной достопримечательностью: его архитектура, интерьер.
Архитектор Штакеншнейдер создал фонтаны в Павильонном зале, вдохновившись Бахчисарайским фонтаном будучи на Крымском полуострове. Эти объекты создают особую атмосферу в зале.
Павильонный зал Эрмитажа просто погружает в мир искусства и красоты. Экспонатами служат и пол, и стены. Здесь можно увидеть копии известной напольной мозаики из древнеримского Музея Ватикана, познакомиться с мозаичными произведениями на столиках и картинах, созданных итальянскими и русскими мастерами с применением техники школ Рима и Флоренции.
Несмотря на богатство декора, зал не кажется перегруженным. Помещение радует посетителей высокими потолками и просторными окнами, создавая много пространства. Павильонный зал Эрмитажа –достопримечательность, которая восхищает настоящим искусством. Здесь можно провести продолжительное время, наслаждаясь каждой деталью, росписью, орнаментом, мозаикой.