Концертный зал Эрмитажа в Санкт-Петербурге находится на 2-ом этаже Зимнего дворца. Главный экспонат — удивительное надгробие русского святого и князя, древнерусского полководца Александра Невского. Приходя в эту комнату, предназначенную для приёмов и балов, неожиданно встретиться с таким объектом.
Концертный зал проектировал в конце 30-х прошлого века архитектор В. П. Стасова.
Как пройти
Расположенный на втором этаже, Концертный зал завершает Невскую анфиладу. Ему присвоен номер 190. Найти его не составит труда. Лучше всего воспользоваться музейным маршрутом № 2. Поднимаетесь по Церковной лестнице и оказываетесь здесь, минуя галерею романовских портретов.
История строительства
Концертный зал создали заново после пожара 1837-го на месте сожжённого Аванзала, спроектированного знаменитым архитектором Б. Растрелли. В. Стасов смог восстановить прежний вид помещения, идеальное сочетание материалов и цветов в интерьере Аванзала. Его творческий подход позволил сохранить Концертный зал с его оригинальным интерьером. Он делился на два уровня по высоте. Незабываемо украсили потолки аллегорические росписи, имитирующие скульптурные рельефы. В зале установлены фигуры девяти муз, изготовленные скульптором Германом, олицетворяющих покровительниц наук и изящных искусств.
Элементы из искусственного мрамора, матовые стены и глянцевые колонны гармонично сочетаются, создавая изящный контраст. Интерьер Концертного зала говорит о безупречном вкусе и стиле своих создателей.
Аванзал использовался для приёмов, торжеств и балов. Они были поскромнее в сравнении с празднествами Большой парадной анфилады. Тем не менее, здесь играет прекрасная музыка, а танцы под величественную музыку вызывают особое восхищение. Небольшими частными эти мероприятия тоже не назовёшь. Последние организовывались в Аничковом дворце, ставшие визитной карточкой французской аристократии.
Императорская семья проводила несколько раз в неделю танцевальные вечера, которые стали настоящим культурным событием в Петербурге. Лучшие музыканты исполняли произведения классической музыки, а светские дамы и господа изо всех сил старались сиять на паркете. Было принято соблюдать высокий этикет и строгий дресс-код.
Гробница Александра Невского и другие экспонаты
Концертный зал Эрмитажа хранит ключевую достопримечательностью ценную в первую очередь с исторической, культурной и художественной точки зрения — гробницу Александра Невского. Создававшаяся в течение шести лет из серебра, она считается шедевром искусства.
Сооружение установлено по приказу императрицы Елизаветы. Предназначалось для хранения мощей признанного святым Александра Невского. Еще при Петре Первом в 1724 г. мощи русского князя поместили в Александро-Невскую лавру. А в 1745 г. Елизавета сделала заказ на гробницу, на изготовление которой ушло полторы тонны серебра. Интересным моментом является использование первого добытого серебра в Алтае.
В 1922-ом экспонат перенесли в Эрмитаж, сохранив от переплавки. На надгробии из серебра, созданном в барочном стиле, изображен саркофаг с гербами и горельефами, отображающими богатую историю княжества. Здесь можно увидеть отображение значительных побед Александра в битвах, его вензель, портрет князя. Пирамида из пяти ярусов является фоном для саркофага. Композицию по бокам украшают ангелы с щитами. Находящиеся в их руках щитки содержат записи Ломоносова о Александре Невском и царице, создавшей этот памятник. Это прекрасный образец высококлассной работы барочных мастеров.
Хотя Концертный зал Эрмитажа может показаться скромным, гробницу Александра Невского относят к памятникам русской культуры ХVIII века.
Другие экспонаты
Из прежнего интерьера остались торшеры. В них поджигались свечи. Сохранились также стульчики, отделанные оранжевой драпировкой. Спинки имеют форму музыкального инструмента – лиры.
Концертный зал Эрмитажа экспонирует коллекции серебряных предметов русских мастеров. Посетители увидят здесь чаши, блюда, кубки, туалетные принадлежности, табакерки из серебра XVII — ХХ столетий.