Георгиевский или Большой Тронный зал Эрмитажа – исторически значимый, царственный и самый большой из всех. В этом помещении происходили правительственные приёмы и решались важнейшие государственные вопросы.
Дважды Георгиевский зал перетерпел катастрофические ситуации. После одной на ремонт ушли годы. В Советское время историческое значение его не подчеркивалась, а наоборот, была занижена. Лишь в двухтысячных годах признание его символического значения начало возвращаться.
История создания
Прежде на месте Георгиевского располагалась Мраморная галерея. Она связывала парадные комнаты с Эрмитажами, экспонирующими собрание художественных произведений Екатерины II. Георгиевская галерея была названа в честь Святого Георгия, так как открыла двери в день этого святого, 26 ноября 1795г. Проектировал её знаменитый Д. Кваренги.
Интерьер галереи украшен колоннами из цветного мрамора, собранного из разных регионов. Она стала приемной для императорской семьи. В этом пышном зале проводились торжественные приемы и официальные встречи.
С 1797 года над троном громоздится барельеф, созданный итальянским скульптором Маркези. Изображена аллегория в форме фигур, держащих щит с Святым Георгием. Эти два произведения искусства В Эрмитаже существуют в гармонии друг с другом, создавая прекрасную картину истории и религии.
Отделку и убранство не удалось сохранить в первозданном виде. Пожар 1837-го погубил её.
Пожар в Зимнем дворце
Пожар в Зимнем дворце в 1837 г., длившийся три дня, стал серьезным испытанием для него. Всё, что было в помещениях, сгорело. Стояли лишь стены.
Однако благодаря усилиям комиссии по его восстановлению здание Эрмитажа было восстановлено и до сих пор является одним из ключевых исторических объектов Санкт-Петербурга. Георгиевская галерея была восстановлена архитектором Василием Стасовым и переименована в зал. Компоновка сохранилась в виде сдвоенных колонн. Реставрация заняла немало времени, но работники справились с задачей благодаря своему профессионализму.
Вырабатывали мрамор в Италии, создавали там же отдельные фрагменты, составные детали, необходимые для создания интерьера. Их осматривали в Петербурге и часто отправляли на переделку морским путём. Это заняло гораздо больше времени, но результаты превзошли все ожидания.
Пришлось бы слишком медленно восстанавливать и украшать потолок Георгиевского зала из-за задержек с почтой и доставкой деталей. Созданный знаменитыми художниками, он погиб в пожаре и был заменен на новый, спроектированный В. Стасовым. Выполнен из металла с золотыми орнаментами и разделен на кессоны. Отражение рисунка проявляется на полу из паркетной доски, выполненной из шестнадцати редких пород дерева.
Однако устройство этого необычного потолка послужило причиной следующего несчастья для Георгиевского зала Эрмитажа. В 1841ом неожиданно потолок упал, повредив всё убранство. Пришлось его сооружать заново более крепким и надёжным.
В годы Революции
В 1917-ом революционные силы штурмовали Зимний дворец. С этого началась ликвидация императорской символики в Большом Тронном зале. Среди уничтоженных элементов были корона, герб и другие элементы декора. В результате зал был лишен своей исторической обстановки.
Уничтожение символов царской власти было обосновано в свете революционных событий, и это привело к разрушению исторических значимых объектов. Однако новый декор зала в Эрмитаже также привлекал внимание посетителей и стал частью истории этого музея.
В течение веков многие объекты, связанные с историей, прошли значительные изменения. Тронное место постоянно декорировали по-разному. Здесь организовывали выставку оружия, используемого в Великой крестьянской войне в Германии в 1525-ом. Его решили разобрать. На его месте соорудили огромную мозаичную карту «Индустрия социализма», созданную для выставки самоцветов в 1937 г. Сверху карты изображался серп и молот, с двух сторон написан государственный гимн.
Реставрация Георгиевского зала
В 1980-х годах прошёл процесс реставрации Георгиевского зала. Карта, ранее находившаяся в зале, была передана в музей. Зал был восстановлен в дореволюционном стиле, став полноценным. Большой Тронный зал в настоящем виде в Эрмитаже появился в 2000-ом и поразил посетителей своей роскошью и величественностью. Здесь можно увидеть монументальный трон и увидеть убранство помещения, соответствующее его предназначению в прошлом.
Экспозиция
Георгиевский зал поражает воображение своей экспозицией. Это бело-золотое пространство, созданное из белого мрамора и с позолоченным декором. Центральная экспозиция — тронное место с пурпурной обивкой и драпировками. Но после пожара 1837 года, скульптор Франческо дель Неро внёс изменения в тронное место, убрав фигуры и установив на нём скульптуру Георгия на коне.
Его просторное помещение впечатляет своей красотой. Судьба его отражает судьбу всего государства, и его история насыщена многими событиями. Посетив Георгиевский зал, можно получить много информации о истории всей страны и узнать ее культурные традиции.
Где находится
Удобнее попасть в Георгиевский зал в Зимнем дворце, следуя по маршруту № 1. Путь ведёт через главный вход, по Иорданской лестнице. Следует войти в Фельдмаршальский зал, откуда берёт начало Большая парадная анфилада.
Дальше, пройдя по Петровскому и Гербовому, попадаете в Галерею Воинской славы, посвященную героям Отечественной войны 1812-го года. Оттуда попадаете в Большой Тронный зал Эрмитажа. Проходя другие залы, ими также невозможно не заинтересоваться.