Георгиевский или Большой Тронный зал в Эрмитаже – что надо знать

Георгиевский или Большой Тронный зал Эрмитажа – исторически значимый, царственный и самый большой из всех. В этом помещении происходили правительственные приёмы и решались важнейшие государственные вопросы.

Дважды Георгиевский зал перетерпел катастрофические ситуации. После одной на ремонт ушли годы. В Советское время историческое значение его не подчеркивалась, а наоборот, была занижена. Лишь в двухтысячных годах признание его символического значения начало возвращаться.

История создания

Прежде на месте Георгиевского располагалась Мраморная галерея. Она связывала парадные комнаты с Эрмитажами, экспонирующими собрание художественных произведений Екатерины II.   Георгиевская галерея была названа в честь Святого Георгия, так как открыла двери в день этого святого, 26 ноября 1795г.  Проектировал её знаменитый Д. Кваренги.

Интерьер галереи украшен колоннами из цветного мрамора, собранного из разных регионов. Она стала приемной для императорской семьи. В этом пышном зале проводились торжественные приемы и официальные встречи.

 Сегодня, Георгиевская галерея является одним из крупнейших музеев в России и охватывает обширную коллекцию художественных произведений и реликвий. Основным экспонатом служит трон, заказанный у английского мастера Николауса Клаузена. Это произведение искусства XVIII века, ценный экспонат Эрмитажа, пленяющее своей красотой и мощью. Изготовленный из орехового дерева и позолоченного серебра, он украшен вышивкой двуглавого орла и российских гербов.

С 1797 года над троном громоздится барельеф, созданный итальянским скульптором Маркези. Изображена аллегория в форме фигур, держащих щит с Святым Георгием. Эти два произведения искусства В Эрмитаже существуют в гармонии друг с другом, создавая прекрасную картину истории и религии.

Отделку и убранство не удалось сохранить в первозданном виде. Пожар 1837-го погубил её.

Пожар в Зимнем дворце

Пожар в Зимнем дворце в 1837 г., длившийся три дня, стал серьезным испытанием для него. Всё, что было в помещениях, сгорело. Стояли лишь стены.

Однако благодаря усилиям комиссии по его восстановлению здание Эрмитажа было восстановлено и до сих пор является одним из ключевых исторических объектов Санкт-Петербурга. Георгиевская галерея была восстановлена архитектором Василием Стасовым и переименована в зал. Компоновка сохранилась в виде сдвоенных колонн. Реставрация заняла немало времени, но работники справились с задачей благодаря своему профессионализму.

 Особое внимание было уделено ремонту Большого Тронного зала, где использовался итальянский каррарский мрамор. Из этого материала изготовлены были величайшие сооружения и статуи прошедших времён: Пантеон в Риме, Давид Микеланджело и др.

Вырабатывали мрамор в Италии, создавали там же отдельные фрагменты, составные детали, необходимые для создания интерьера. Их осматривали в Петербурге и часто отправляли на переделку морским путём.  Это заняло гораздо больше времени, но результаты превзошли все ожидания.

Пришлось бы слишком медленно восстанавливать и украшать потолок Георгиевского зала из-за задержек с почтой и доставкой деталей. Созданный знаменитыми художниками, он погиб в пожаре и был заменен на новый, спроектированный В. Стасовым. Выполнен из металла с золотыми орнаментами и разделен на кессоны. Отражение рисунка проявляется на полу из паркетной доски, выполненной из шестнадцати редких пород дерева.

Однако устройство этого необычного потолка послужило причиной следующего несчастья для Георгиевского зала Эрмитажа. В 1841ом неожиданно потолок упал, повредив всё убранство. Пришлось его сооружать заново более крепким и надёжным.

В годы Революции

В 1917-ом революционные силы штурмовали Зимний дворец. С этого началась ликвидация императорской символики в Большом Тронном зале. Среди уничтоженных элементов были корона, герб и другие элементы декора. В результате зал был лишен своей исторической обстановки.

Однако в 1924 г. Большой Тронный зал стал первым местом в Эрмитаже, где была организована выставка средневекового оружия. И декор был обновлен — теперь его украшали мечи и копья, что подчеркивало военную мощь России.

Уничтожение символов царской власти было обосновано в свете революционных событий, и это привело к разрушению исторических значимых объектов. Однако новый декор зала в Эрмитаже также привлекал внимание посетителей и стал частью истории этого музея.

В течение веков многие объекты, связанные с историей, прошли значительные изменения. Тронное место постоянно декорировали по-разному. Здесь организовывали выставку оружия, используемого в Великой крестьянской войне в Германии в 1525-ом. Его решили разобрать. На его месте соорудили огромную мозаичную карту «Индустрия социализма», созданную для выставки самоцветов в 1937 г. Сверху карты изображался серп и молот, с двух сторон написан государственный гимн.

Реставрация Георгиевского зала

В 1980-х годах прошёл процесс реставрации Георгиевского зала. Карта, ранее находившаяся в зале, была передана в музей. Зал был восстановлен в дореволюционном стиле, став полноценным. Большой Тронный зал в настоящем виде в Эрмитаже появился в 2000-ом и поразил посетителей своей роскошью и величественностью. Здесь можно увидеть монументальный трон и увидеть убранство помещения, соответствующее его предназначению в прошлом.

Трон в Георгиевском зале
Трон в Георгиевском зале

Экспозиция

Георгиевский зал поражает воображение своей экспозицией. Это бело-золотое пространство, созданное из белого мрамора и с позолоченным декором. Центральная экспозиция — тронное место с пурпурной обивкой и драпировками. Но после пожара 1837 года, скульптор Франческо дель Неро внёс изменения в тронное место, убрав фигуры и установив на нём скульптуру Георгия на коне.

 Этот зал остаётся одной из главных достопримечательностей Эрмитажа и Петербурга и привлекает множество посетителей своей красотой и необычными интерьерными решениями. Георгиевский зал Эрмитажа – это одно из главных парадных помещений, где в Зимнем дворце проводились важные официальные встречи, государственные мероприятия.

Его просторное помещение впечатляет своей красотой. Судьба его отражает судьбу всего государства, и его история насыщена многими событиями. Посетив Георгиевский зал, можно получить много информации о истории всей страны и узнать ее культурные традиции.

Где находится

Удобнее попасть в Георгиевский зал в Зимнем дворце, следуя по маршруту № 1. Путь ведёт через главный вход, по Иорданской лестнице. Следует войти в Фельдмаршальский зал, откуда берёт начало Большая парадная анфилада.

Дальше, пройдя по Петровскому и Гербовому, попадаете в Галерею Воинской славы, посвященную героям Отечественной войны 1812-го года. Оттуда попадаете в Большой Тронный зал Эрмитажа. Проходя другие залы, ими также невозможно не заинтересоваться.