Большой (Старый) Эрмитаж – что нужно знать о корпусе

Поговорим о музее Большой (Старый) Эрмитаж. Какие картины в залах, история строительства, архитектура – читайте в статье.

Большой Эрмитаж, по-другому называемый Старый, в Санкт-Петербурге интересен своим историческим прошлым и уникальными произведениями живописи. Входит в музейный комплекс Государственного Эрмитажа. Расположен по адресу Дворцовая набережная, 34.  Этот архитектурный памятник строился почти двадцать лет. Фасадной частью «смотрит» на Неву.

Откуда возникло название

Разберёмся, почему здание именуется Большой и почему Старый. Около Зимнего дворца по велению царицы Екатерины II построили здание, называемое Эрмитажем. Предназначалось для отдыха императрицы, хранения её коллекции изобразительного искусства.

Количество её экспонатов увеличивалось, и уже не хватало места. Построили корпус, превосходящий по размерам прежний. Ему присвоили название Большой, а прежнему – Малый. Словосочетание «Старый Эрмитаж» стали употреблять после появления Нового здания в 1852 г.

История строительства

Большой (Старый) Эрмитаж начали строить в 1771-ом. Проектированием занимался Юрий Фельтен. Он был помощником Растрелли по сооружению Зимнего дворца. Архитектор раньше работал в направлении барокко.

При строительстве ему пришлось освоить стиль строгого классицизма. Фельтен трудился до 1787-го, т.е. шестнадцать лет. Он выстроил корпус, ставший продолжением дворцовых строений на набережной, используя старый фундамент и стены.

Проектная документация сохранилась за 1830-1840 годы. Над планированием здания и строительством работало несколько архитекторов в разное время. Вид интерьера в проектах меняли несколько раз.

Архитектура

Большой (Старый) Эрмитаж, оформленный в стиле раннего классицизма, с фасада имеет строгий вид. Лишь немного лепных деталей и выступов украшают его. С Малым он соединен специальным крытым мостом. С Эрмитажным театром Большой Эрмитаж связан аркой, перекинутой над Зимней канавкой.

В 1851–1859-х корпус перестраивали, но фасад его сохранили. Перестройкой занимался архитектор А. И. Штакеншнейдер. Чтобы соединить Большой с возведенным Новым и Малым, пришлось заняться изменениями внутри помещений.

Залы

Старый Эрмитаж внутри, созданный Штакеншнейдером, выглядит богато и празднично. При создании декора он применил эклектику с применением элементов из других архитектурных направлений. В убранстве залов множество мраморных колонн, сочетания лепнины с живописью и золочением, детали из бронзы, лазуритовые камины.

Полотна западноевропейских живописцев украшают и одновременно являются экспонатами музея. На небольших картинах над дверными проемами запечатлены эпизоды из жизни придворной знати Франции XVIII в.

В залах выставлены картины художников из коллекции Екатерины II.

Итальянская живопись XIII-XVIII веков

Зал итальянской живописи

Большой (Старый) Эрмитаж хранит знаменитые произведения искусства живописи эпохи Возрождения. Посетители могут увидеть шедевры великого Леонардо да Винчи: «Мадонна с младенцем» и «Мадонна Бенуа». Первую ещё называют «Мадонна Литта». Это связано с последним владельцем А. Литта из Милана. Холст музей купил у него.

  •  Старый корпус экспонирует две картины знаменитого художника эпохи Возрождения – Рафаэля — «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».
  • Картины Тициана Вечеллио Екатерине I приобрела вместе с собранием немца Гоцковского. Это работы с библейской тематикой: «Несение креста», «Мадонна с младенцем и Марией Магдалиной», «Христос-Вседержитель», Святой Себастьян». «Кающаяся Мария Магдалина» сделала Тициана знаменитым. Она выполнена с использованием сложной техники. Когда художник ушёл из жизни, «Магдалину» продали. Позже император Николай I перекупил её и поместил в музее.
  • В зале познакомитесь с художественными произведениями Джорджоне, Караваджо, Веронезе, Веккио, Лотто…
  • Среди экспонатов, представляющих историческую ценность, — крест с распятием работы Уголино ди Тедиче, пизанского живописца XIII века. Уникален тем, что есть только одно, достоверно принадлежащее ему, произведение.

Лоджии Рафаэля

Ранее Лоджии Рафаэля находились в здании, примыкающем к старому корпусу. В настоящее время они располагаются в Новом Эрмитаже. Тогда по воле императрицы выстроили галерею-копию Лоджий Рафаэля в Ватикане. Там искусные мастера писали копии изображений художника и его учеников на христианскую тему. Работы переправляли в Россию, Санкт-Петербург, морским путём.

Театральная лестница

Через Театральную лестницу попадаете в Лоджии Рафаэля и Эрмитажный театр с Дворцовой набережной, не заходя в другие помещения. Её найдёте с восточном выступе корпуса. По ступенькам можно пройти на второй и третий этажи. В 1847-ом архитектор Н. Ефимов переделал её в стиле классицизма.

Советская лестница

Советская лестница

Название сразу ассоциируется с Советским Союзом. На самом деле. Оно произошло из-за занимавшего 1-й этаж Государственного совета и Комитета министров. В зале вносили предложения государственной важности и происходило рассмотрение новых законов. Чтобы попасть в помещение Совета, Штакеншнейдер спроектировал мраморную Советскую лестницу. Расположена в западной части корпуса и соединяет Малый, Большой и Новый Эрмитажи.