Где стоят Атланты Эрмитажа, их история, от чего повреждения, легенды вокруг них – обо всём расскажем в статье.
Фигуры десяти пятиметровых атлантов, встроенных в галерею, украшающую вход в корпус Нового Эрмитажа в Санкт-Петербурге, поражают своей величиной, мощью и одновременно изяществом. Атланты Эрмитажа помнят события не одной эпохи, это поистине исторические изваяния.
Гранитных титанов возвели в 1848 г. на входе строящегося музея, где должны были выставляться коллекции произведений искусства. Они держат на плечах балку под балконом. Это был парадный вход. Сам музей открыли в 1852-ом. Они выстояли даже в тяжелые времена Великой Отечественной войны, когда бомбили Ленинград. По это причине их фигуры окутаны легендами, поддерживающимися долгие годы горожанами.
Как добраться
Атлантов Эрмитажа можно найти на портике южного фасада Нового Эрмитажа. Самая ближняя станция метрополитена «Адмиралтейская». Идти придется минут десять. Выходите к Невскому проспекту по Кирпичному переулку и Малой морской улице. Переходите Невский, двигаетесь по Большой морской через Триумфальную арку, доходите до Дворцовой площади.
Проходите Главный штаб Эрмитажа и Штаб гвардейского корпуса, поворачиваете направо, попадаете к Малому Эрмитажу на Миллионной улице. Здесь вашему взору явятся огромные Атланты Эрмитажа. Корпус находится по адресу ул. Миллионная, 35.
История создания
Корпус Нового Эрмитажа сразу при проектировании его предназначался для хранения и выставки художественных экспозиций. Строился он при правлении Николая I. По приглашению императора приехал из-за границы и занимался проектом баварский архитектор Лео фон Кленце.
Интерьер и экстерьер музейного корпуса созданы в неогреческом стиле, присущим западноевропейской архитектуре XIX века. Все залы отвечали абсолютно всем техническим показателям, необходимым для хранения и выставления на показ экспонатов.
Исполины отлично гармонируют с другими скульптурами, расположенными на стенах здания. Это известные представители области искусства времён античности и эпохи Возрождения.
Скульптуры Атлантов Эрмитажа создавал скульптор А. Теребенёв. Архитектор Кленце сделал зарисовки, по которым скульптор Иоганн фон Гальбиг из Германии изготовил мелкие модели титанов. И после этого Теребенёв создал настоящие крупные статуи. Гранит серого цвета привезли из Карелии. Мастера (150 человек), работающие с камнем, вытёсывали фигуры. Лица делал сам Теребенёв.
После того, как исполинов водрузили, пришлось целый год работать над их укреплением на местах и полировать. Работа была проделана очень качественно, что было высоко оценено руководителем проекта Лео фон Кленце.
От чего возникают повреждения
Первые трещины на статуях атлантов обнаружили в 1909 г. Предположили, что правая часть здания дала усадку. Неравномерная осадка фундамента привела к появлению трещин и их расширению в несущих конструкциях. А это в свою очередь повлияло на скульптуры, вызвав в них также трещины. Они обнаруживались в разные годы, вплоть до двухтысячного.
НИИ Минобороны Российской Федерации в 1997-ом занялся изучением строительных конструкций, используя супер современные исследовательские приборы и методы. Нашли смещение фундаментов. При проведении исследований обнаружили значительную их неоднородность. Причина заключается в большой длине сооружения. Лишь под одной фасадной стеной по ул.Миллионной найдены отрезки фундамента, опирающиеся на деревянные строительные изделияс застройки до 1840 г.
Чтобы ликвидировать эту нагрузку требуется ряд сложных работ, которые исключили бы опирание балок портика на атлантов.
К работе по выявлению причин привлекли и сейсмологов. Отметили колебания почвы, вызванные транспортным движением по близлежащей дороге. Проезжая часть и мостовая были покрыты разными дорожными материалами. Покрытия заменили полностью на асфальт.
В первый год Отечественной войны вражеская бомба повредила балкон. Из атлантов зацепило крайнюю правую скульптуру, но она не упала. Сразу после войны южный фасад корпуса восстановили.
Легенды о скульптурах
Глядя на Атлантов Эрмитажа, поддерживающих конструкцию портика и балкона Нового Эрмитажа, мы олицетворяем их с доброй силой, надежностью, крепостью. И греческий Атлант держал небосвод на своих плечах, не позволяя ему упасть и погубить мир.
Эти размеры, эта мощь десяти титанов, и, кажущееся невероятным то, что они сохранились практически нетронутыми во время сильных бомбёжек, породило некоторые легенды об атлантах.
Атланты Нового Эрмитажа — один из выдающихся памятников скульптурного и архитектурного искусства музея, являясь ещё и исторической ценностью. Кажется, они не подвластны времени и событиям. Третий век они стоят и выполняют свой долг, держа на плечах и воплощая собой то, что дарит людям наслаждение искусством.